О зайцах, доброте и страшных историях: как работают барнаульские кондукторы

Как кондуктор барнаульского трамвая выявляет зайцев на расстоянии

15 мая 2019, 06:32, Роман Поздняков

Трамвай в Барнауле / Фото: Gdevbarnaule.ru
Трамвай в Барнауле / Фото: Gdevbarnaule.ru

Наверное, с профессией кондуктор встречался каждый. Когда вы стремитесь покинуть переполненный транспорт, чтобы поймать глоток свежего воздуха, кондуктор остается внутри – это его рабочее место. Amic.ru продолжает знакомить читателей портала с представителями разных профессий, которые живут и работают в Барнауле и Алтайском крае. Сегодня наша героиня – Валентина Грицюк, ныне пенсионерка, а до этого отработавшая 14 лет кондуктором трамвая. Итак, поехали, во избежание падения держитесь за поручни, двери закрываются...

кондуктор Валентина Грицюк

Корр.: Как получилось, что вы задержались в вагоне трамвая на 14 лет?

Валентина Грицюк: В 1994 году мы с семьей переехали из Целинограда (Астана, Нур-Султан, – прим. ред.) в Барнаул. До этого я работала старшим кассиром в большой организации. Здесь же было с работой сложно. Стали набирать кондукторов, я отозвалась на вакансию, и так попала на работу в трамвайное депо №3. Обучения как такового не было. Объяснили, что надо обилечивать пассажиров и сдавать план в кассу, показали образцы проездных и рассказали о лицах, которые имеют льготный проезд.

Корр.: Трудно было? Расскажите, каким был ваш рабочий график.

В.Г.: Трудно. Я живу в районе Мясокомбината, а работала в третьем депо по маршруту трамваев №10, 2 и 1. И если я выходила в первую смену, то вставать надо было в три часа ночи, в четыре меня с мясокомбината забирала "дежурка" – служебный транспорт. К пяти приезжали в депо. Там получала билеты и разменивала мелочь. Все кондуктора и водители обязательно проходили медосмотр, мерили давление, чтобы получить допуск к работе.

Если у трамвая было два вагона, то выходили работать два кондуктора. Но когда работников не хватало, я бегала из вагона в вагон. Работа посменная, но некоторые работали и в две смены – с утра до ночи. Смены делятся на длинные и короткие. Первая короткая смена могла закончиться в полдень, а длинная была до 16:00. Вторая короткая смена была до 22:00, а длинная – до 01:00. После такой смены "дежурка" отвозила меня к конечной маршрута, которая была ближе к дому, а там меня встречал супруг. На обед выделялось 20 минут. За это время я должна была успеть перекусить, сходить в туалет, сдать деньги в кассу. Весь день на ногах, и в морозы и в жару, по ночам потом от боли мучилась. Сегодня, конечно, много улучшений. Раньше вторые вагоны были не отапливаемые и зимой не спасали даже валенки. Мы старались меняться: один круг я во втором вагоне, потом в первом, чтобы не замерзнуть до смерти. Сейчас двойных вагонов практически нет. Салоны стали утеплять, сиденья мягкие. Опять же, пассажиров стало меньше, люди пересели на автомобили. Пусть тяжело было, но мы работали. Причем разные люди: и пенсионеры, и молодые. Сейчас, говорят, в нашу профессию много мужчин идут. А тогда это редко случалось. Как-то пришел мужчина, летчик, лет сорока пяти. Мы смеялись: "Такой красавец, молодой, пришел кондуктором," а он говорил: "Я уже пенсионер, надоело дома сидеть, буду с людьми общаться".

Корр.: Большой был план по сбору денег за проезд?

В.Г.: На каждый месяц был свой план, который надо выполнить. Поэтому порой работали и в выходные. Не выполнишь – получишь низкую зарплату. У меня был один выходной в месяц. Не помню сумм, которые надо было собрать, но моя первая зарплата была 400 рублей. Для меня в 1995 году это были большие деньги.

Корр.: А получалось отдыхать в вагоне?

В.Г.: Глаза не успеешь закрыть, уже остановка и люди заходят. Необилечивать их нельзя – может зайти контролер и тогда меня оштрафуют. Если контролеры выявляли нарушение, то не шли ни на какие уступки. Договориться с ними было невозможно. Но меня за все это время ни разу не штрафовали.

Строгим нарушением было несовпадение серии и номера билета у пассажира и кондуктора. Почему так получалось... Раньше зарплату не всегда вовремя платили. И почему-то было принято, что кондуктор должен был водителя накормить… Насобирать, скалымить. Уронил кто-то билет в трамвае – отдаешь его новому пассажиру. Бывало, что люди сами на выходе отдавали билеты обратно. Вот и получался калым... Когда я увольнялась в 2010 году, с этим было уже очень строго. Моя соседка до сих пор работает кондуктором и говорит, что сейчас сделали электронные билеты, никто не калымит, и это уже в прошлом. А тогда я должна была рисковать, чтобы найти деньги на обед водителю. Те думали, что кондуктор всегда имеет лишние деньги, но это не так.

Корр.: Люди иногда забывают вещи в вагоне. Какие самые интересные вещи находили?

В.Г.: Каких-то ценностей или кошельков не забывали. Однажды пассажир оставил сумку с инструментом, мы ее передали в диспетчерскую.

Корр.: А как в целом пассажиры ведут себя в общественном транспорте, как себя проявляют?

В.Г.: В основном доброжелательно. Бывало, что кто-то не уступал место, но если в трамвай заходил пожилой человек или женщина с маленьким ребенком, то я всегда поднимала невнимательного пассажира. Были те, кто отвернутся и сидят. "Первые места нечего занимать – это для беременных женщин, стариков и детей", – всегда повторяла я. Было одно время, когда дети за трамваи цеплялись, мы ходили и гоняли их. Слава Богу, несчастных случаев не было.

Корр.: Наверняка встречались выпившие, или те, кто не хотел платить...

В.Г.: К пьяным привыкаешь. Я старалась с ними не связываться. Но однажды пришлось. Было раннее утро, зашел мужик ханыжного вида, сел и сидит. Я говорю: "Мужчина, что у вас за проезд?" А он на меня с оскорблениями. Так обидно стало, до слез. Я тоже не сдержалась, ударила его по лицу, на следующей остановке он вышел. Один такой случай за все 14 лет. Я старалась ни с кем не ругаться.

Корр.: Как выявляли "зайцев"?

В.Г.: Случай был, сижу напротив дверей, заходит мужчина и меня не видит, немного пригнулся, глаза прищурил и озирается, где кондуктор... Хочет незаметно зайти и сесть. А я сижу напротив, смотрю на это и говорю ему: "Привет, заходите". Он мне удивленно: "Хотел бесплатно проехать, а она тут как тут". Вообще "зайцы" пытаются или отвернуться, или быстро заходят, сядут в уголочек и притихнут, могут изобразить как будто уснули. Конечно, бывает кого-то не заметишь, когда толпа заходит. Тех, кто оплачивал, старалась запомнить – по одежде, кого-то по лицу, но могу спросить и повторно проездной. А некоторые сядут, к окну прижмутся… Сразу видно – не платил.

Корр.: А если человек честно говорил, что денег нет за проезд платить?

В.Г.: Наглых я могла и выгнать, а в основном разрешала проехать. Люди по-доброму просили проехать, да и время было тяжелое. Только говорила им, чтобы сразу выходили, как контролер зайдет, чтобы мне не попало.

Корр.: Сейчас иногда происходят случаи, когда кондуктора в мороз высаживают детей на остановках, потому что тем за проезд нечем платить. Что вы думаете по этому поводу?

В.Г.: Это ужасно. Я детей не высаживала, особенно зимой. Ребенок едет в музыкалку, секцию или простую школу, что ж я его буду выгонять. В мороз я бы ни за какие штрафы контролеров детей не высаживала. Я всегда вспоминала про своего сына. Когда он маленький был, ездил без меня везде. У него, конечно, проездной был, но ведь разные ситуации случаются.

Корр.: Были ли какие-то страшные, криминальные случаи?

В.Г.: Наркоманы сумку с деньгами воровали. Мы ехали из депо по Малахова на "десятке". Зашла девушка с забинтованной рукой, следом парень с другой девушкой. Людей было много в салоне, проходила, и сумка на бок сместилась. А время – обед, деньги уже накопились, кассу пора сдавать. Я чувствую – сумку тянут, думала случайно. А потом дает мне кто-то крупную купюру, а мне сдавать нечем. Я кричу водителю: "Зоя, у меня деньги украли!" А водитель говорит, что видела подозрительную компанию на предыдущей остановке, они радостные выбежали и в руках что-то держали. Мы никому ничего тогда не сказали, и на следующий день с водителем бегали билеты собирали везде, чтобы похищенную сумму восстановить. Еще как-то раз чувствую, ко мне мужик в сумку с деньгами лезет. Я говорю: "Тебя что, в милицию сдать?" А он отвечает: "Ладно, мать, я пошел" Если бы не поймала, все бы выгреб. Ну а так страшного в нашей работе ничего нет. Главное – терпение. С хорошими людьми можно пообщаться. Дачники про огороды рассказывают, могут яблочком или огурчиками угостить. Меня и замуж пассажиры звали, и песни мне пели под гитару. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров