Красивый бизнес: как "Цветкофф" стал одной из крупнейших сетей на Алтае

Почему не стоит начинать цветочный бизнес с маленьких магазинов

19 октября 2018, 07:27, Елена Лепезина

Всего за два года цветочная сеть "Цветкофф" стала одной из крупнейших в Алтайском крае. Магазины сети открыты во всех крупных городах и райцентрах края, а также в Горно-Алтайске (в Республике Алтай и Новосибирской области), всего 18 магазинов, 4 из которых работают в Барнауле. Клиенты выражают благодарность "Цветкофф" за цены и ассортимент. О том, как удалось достичь таких успехов за относительно небольшой срок, на каких ошибках пришлось учиться и о дальнейших планах рассказал генеральный директор компании "Цветкофф" Никита Воронов.

— Никита, почему решил пойти в бизнес и почему именно цветы?

— Цветы потому, что сам раньше часто покупал букеты и меня не устраивало качество товара, обслуживание и ассортимент. Казалось, что слишком все примитивно. Вот и подумал, почему бы не взять эту сферу и самому ее не улучшить. Цветы ведь обычно дарят на праздники, и мы должны подарить человеку, который их покупает, праздничное настроение.

До этого я 12 лет успел поработать в банковской сфере, в страховании, сельском хозяйстве, недвижимости. В общем, везде себя попробовал. В работе всегда стремился к самостоятельности в принятии стратегических решений, сфера эта мне показалась интересной и непростой, именно поэтому решил попробовать заняться розничной торговлей цветами.

— С чем столкнулись, были какие-то ошибки на первых порах?

— Выбрали магазин маленького формата, площадью до 25 кв.метров. Оказалось, что этого мало: мы не можем предоставить достаточный ассортимент цветов. В итоге этот магазин мы закрыли и дальше стали открывать магазины от 40 кв.метров и до 150-ти. Сегодня, например, у нас в магазине в Бийске только холодильник для хранения цветов имеет площадь 40 квадратов. Это просто огромная комната, куда люди могут заходить и сами выбирать цветы.

— По сути, вы зашли на уже сложившийся рынок. Насколько тяжело новичку начинать и развивать свой бизнес в таких условиях?

— Для человека, который уверен в своем продукте, ценит и уважает каждого клиента, я уверен, все по силам. При таком подходе всегда найдется и “своя” ниша и “свои” покупатели.

— Обычно бизнес очень неохотно идет в села. Стремится завоевать рынок пошире. Да и денег у сельчан поменьше, чем у горожан. Почему вы решили зайти в райцентры?

— Как-то поехали к родственникам в Шипуново на праздник. Естественно, отсюда цветы не повезли, решили, что купим там. В итоге купили цветы по космической цене и уже совершенно не свежие. Увидели, что нет никакого ассортимента. А райцентр большой, численность населения не маленькая. Я пообщался с людьми. Они рассказали, что порой на праздники не могут купить цветы мамам, сестрам. А близких хочется радовать. Поэтому мы решили попробовать открыть в Шипуново магазин. И сразу получили положительный опыт, благодарных клиентов. После этого мы пошли по всем райцентрам дальше. Оказалось, везде одно и то же: маленькие магазины с очень высокими ценами на цветы и небольшим ассортиментом.

— Ну, в принципе, в селах люди не часто покупают цветы...

— У людей просто не было выбора. Во всех магазинах красная, белая роза и хризантема — и все. Три позиции по бешеным ценам. А когда мы открыли магазин и завезли туда ассортимент в 30 видов цветов: розы, экзотические виды цветов, горшечные растения, сопутствующие товары, у нас спрос на межгороде оказался в два раза больше, чем в городе. Потому что люди там этого никогда не видели. И цены наши их тоже удивили. Раньше за определенную сумму они могли купить только одну розу, а у нас за эту цену — несколько роз. И люди стали покупать цветы. Если раньше цветы на свадьбу или день рождения были роскошью — люди задумывалась, купить букет за 1500 рублей или добавить эти деньги к подарку, то сейчас они могут купить и цветы, и подарок.

— За счет чего вам удается держать такую стоимость?

— Для этого мы поднимаем оборот, масштабируемся, то есть открываем магазины, работаем с оптовыми компаниями, которые дают нам более удобную цену за счет нашего оборота. Мы работаем не ради одного дня, не стараемся на людях заработать сразу и много. У нас минимальная накрутка.

Когда мы открываемся, люди говорят "спасибо, что вы открылись". Потому что в других местах было слишком дорого. Люди увидели ассортимент цветов, который мы можем предложить, и сопутствующие товары. В селах этого вообще не было раньше. Можно даже сказать, что мы прививаем культуру дарить красивые букеты.

— Если вернуться к началу вашего пути, когда вы совершали ошибки...

— Но тогда же мы совершали и открытия. Например, параллельно с открытием первых магазинов мы сделали сайт компании, чтобы люди у нас заказывали цветы онлайн, а мы их доставляли. И я хочу сказать, что у нас очень много клиентов, порядка 60-70% — это междугородние клиенты — Москва, Питер, Дальний Восток, вся европейская часть России. Ведь много наших земляков разъехались по стране. Сейчас они заказывают цветы, чтобы порадовать мам, подруг, коллег, родственников. И мы развили эту сеть. Сегодня мы можем доставить цветы абсолютно в любую часть Алтайского края и республики Алтай. И этот сервис пользуется успехом.

— Какой заказ вам запомнился?

— Самый большой букет — в 301 высокую розу — заказал для девушки в Барнауле ее жених из Москвы. Надеюсь, что они уже поженились. Служба доставки втроем несли ей букет на работу. А собирали букет у нас четыре флориста.

— А где ваша компания приобретает цветы?

— Цветы в наших магазинах со всех плантаций мира. Это Голландия, Эквадор, Кения — самые цветочные страны на планете, где есть весь ассортимент цветов. Также берем цветы и с ближнего зарубежья, например, из Казахстана.

— Как-то одна бывшая продавщица цветов рассказывала, что приклеивала лепестки супер-клеем к бутонам, чтобы их продать. А в ваших магазинах на такое можно нарваться?

— Во многих магазинах брак "вешают" на продавцов, поэтому они и клеят, и иголочками бутончики прикрепляют. У нас такого нет. В коллективе у нас доверительная обстановка. Если цветок не в кондиции, мы его списываем. Никакого "оживления" цветка не допускаем, потому что нам нужно, чтобы клиент не один раз пришел, а стал постоянным покупателем. Мы боремся за каждого клиента и все затраты по браку и некачественному товару берем исключительно на себя.

— Как у вас складываются отношения с конкурентами?

— К конкурентам относимся с уважением. Могу сказать точно, у нас свой путь развития и мы движемся в своем направлении.

— Никита, поскольку цветы все же сезонный товар, и массово их покупают по большим праздникам, расскажите, насколько все же серьезный бывает спрос и спад?

— Очень радует тенденция развития цветочной культуры в нашем регионе наравне с регионами Европейской части России — людям хочется праздника и радовать близких не только по значимым датам, а живые цветы — это отличное и универсальное средство для поздравления и вообще для создания хорошего настроения в принципе.

— Какие ближайшие планы по развитию бизнеса?

— Хотим сделать "Цветкофф" франшизой. Бизнес у нас уже готовый. Сеть создана. Думаю, что должно получиться. Магазин на проспекте Ленина, 73 уже открыли в новом формате — провели ребрендинг лейбла. У нас и в Бийске магазины с обновленным фирменным стилем, в Камне-на-Оби открыли еще один магазин. Буквально на днях вернулись из Москвы, посетили цветочную выставку со всего мира. Там серьезные цветочные компании представляли свою продукцию, новинки. Посмотрели, обменялись опытом.

Кроме того, меняем формат работы — повышаем качество. У нас есть собственный тренер-флорист, который следит за последними тенденциями в сфере флористики, передает опыт и обучает сотрудников сети еженедельно. В Барнауле планируем попробовать проводить мастер-классы по флористике для детей. В целом хочется отрегулировать бизнес до идеала. Чтобы он приносил радость и мне, и людям, которые покупают у нас цветы, и моим флористам. Это ведь тоже важно, чтобы сотрудники были счастливы в своей работе. А мы своих флористов очень ценим.

— А сами часто цветы дарите?

— Конечно! Я считаю, что цветы — это лучший комплимент и знак внимания. К счастью, мне есть кому дарить их, у меня замечательная семья — супруга и маленькая дочка.

Читайте также в сюжете: Люди и Дело

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров